Skip to Content

На орбите жизни

Человеческая жизнь – это всегда история. А если история личная переплетается с историей культуры, науки, техники, а те, в свою очередь – с историей государства – что остается, когда закрывается последняя ее страница?

14 декабря умер академик Борис Евсеевич Черток. Конструктор советских ракет и космических аппаратов, соратник Королёва. Он не дожил двух с половиной месяцев до столетнего юбилея.

Людей его поколения в живых практически уже не остается. А этому поколению выпала нелегкая жизнь: рожденные еще в царской России, они пережили все потрясения и катаклизмы 20 века. И некоторые – единицы – не только дожили до начала нового периода истории нашей страны, но и оставались своеобразными символами, живыми вехами уходящей эпохи и разных моментов отечественной истории.

Недавно, 30 августа, ушла из жизни Алла Баянова. Рожденная в год начала Первой мировой войны, она стала младшей представительницей поколения русской эмиграции, а именно – ее «артистической» части. Наряду с великими литературными именами - Бунин, Набоков, наряду с Петром Лещенко и Александром Вертинским. Как и последнему, Баяновой суждено было вернуться.

Чуть раньше, в 2008 году, в возрасте 108 лет умер художник-карикатурист Борис Ефимов. В противоположность Баяновой, этот человек по роду своей работы был частичкой советской идеологической системы, принимая участие почти во всех политических кампаниях. Он сохранил творческую активность и в преклонные годы.

И вот теперь уходит один из последних свидетелей другой странички жизни государства – той страницы, которая долгое время была предметом нашей гордости.

Научно-инженерная деятельность Бориса Чертока связана с разработкой систем управления ракетами и космическими аппаратами – как пилотируемыми кораблями, так и автоматическими межпланетными станциями. Первый спутник, полет Гагарина, лунная гонка между СССР и США – все это происходило на его глазах и при его непосредственном участии. Черток возглавлял разработку систем управления пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", спутника связи "Молния-1", "лунников" - в том числе «Луны-9», совершившей первую мягкую посадку на Луну - первых автоматических межпланетных станций, ряда спутников серии "Космос", а также кораблей, осуществляющих автоматическую стыковку в космосе. При его участии были созданы станции "Салют" и многоразовая система "Энергия-Буран"…

В 1945-47 гг., в составе специальной комиссии, он занимался в побежденной Германии воссозданием разработок фашистских ученых и инженеров в области ракетостроения. Там и познакомился с Сергеем Павловичем Королевым, с которым в последующие 20 лет был неразрывно связан.

Можно долго рассуждать, нужна ли была нашей стране, да и всему человечеству, «космическая гонка». Может быть, для нас было бы полезнее, задержавшись еще на пару сотен лет в эпохе пара и керосина, попытаться решить нравственные, этические, духовные проблемы. Однако развитие науки идет своим путем. И время первых полетов в космос уже становится чем-то далеким и легендарным, хотя окружавший его ореол романтики тоже меркнет - на деле, как мы понимаем и узнаем сейчас, там была и непосильная работа, и подчинение тоталитарному режиму, и часто – неоправданный риск и сломанные судьбы людей…

В постсоветское время Борис Черток часто давал интервью, принимал участие в съемках документальных фильмов. Он – автор четырех книг серии «Ракеты и люди», рассказывающих об истории становления космонавтики. Из его уст звучали воспоминания о Королёве, Гагарине. Все уже знают, что в полетах первых космонавтов было очень много нештатных ситуаций, которые могли грозить смертельной опасностью. Черток говорил, что сейчас, в наше время, ни за что бы не подписал разрешения на полет «Востока» - так ненадежен был этот корабль по современным меркам. Ведь, помимо двух аварий ракет-носителей при запуске, из пяти совершённых беспилотных полётов, предшествующих полёту Ю. А. Гагарина, удачными были только три… А надежность первого американского пилотируемого корабля «Меркурий» была еще хуже.

До последних дней жизни Борис Черток вел активную научную деятельность.

Два года назад, в январе 2009-го, на XXXIII Королевских чтениях, он прочитал доклад: «Какой будет космонавтика в 2101 году». http://tvroscosmos.ru/frm/zhurnal/chertok.php

Подчеркивая, что прогнозы развития науки и техники – дело сложное и подчас неблагодарное, ученый, тем не менее, рисует подробную картину развития космической отрасли. Он предсказывает, например, расширение сети геостационарных спутников, дальнейшее развитие военных программ, создание лунных баз – но сомневается в целесообразности пилотируемых полетов на Марс.

«В 1986 году Конгресс и президент США создали национальную комиссию по разработке перспективной космической программы на ближайшие 50 лет. Основной рекомендацией этой комиссии был призыв к созданию постоянной (обитаемой) базы на Луне в первом десятилетии XXI столетия.

Первая декада XXI века заканчивается, а строительство лунной базы американцами еще не начиналось. Пока объявлено, что корабли для Лунной базы будут созданы до 2020 года. По моим личным оценкам США, если будут строить базу в одиночку, а они на это способны, то реальное начало, возможно, в 2015г. На создание постоянно действующей лунной базы со штатом в 8-12 человек, потребует 8-10 лет

…Автоматические аппараты - спутники Марса, путешествующие по поверхности марсоходы, убедительно доказали, что жизни на поверхности Марса нет. До конца ХХI века на Марсе высадятся по меньшей мере еще 8-10 марсоходов. Они детально, не спеша исследуют атмосферу, динамику климата и грунт планеты. Новая информация будет получена без огромного риска для жизни членов экспедиции. Космонавты марсианской экспедиции должны провести почти год в невесомости по дороге туда. Сразу, после посадки на Марс они будут готовиться к обратному, еще более рискованному полету. (В отличие от орбитальных станций Земля оказать помощь не может). Мое твердое убеждение – пилотируемые полеты на Марс в XXI веке технически возможны, но не нужны. Амбициозная цель не оправдает огромные затраты и риск».

Черток отмечает, что в настоящее время внимание прессы приковано к МКС, «Шаттлам» и «Союзам» - но намного меньше освещаются ценнейшие научные результаты, полученные орбитальными обсерваториями и автоматическими межпланетными станциями. Остаются в тени имена ученых, использующих достижения космонавтики для познания, исследования мира и открытий.

Сквозит в докладе и тревога за роль России в будущих достижениях космонавтики Исходя из современного положения дел, Черток делает вывод, что, во всяком случае, в первой половине текущего века в лидерах останутся США, и кроме того, вперед вырвется Китай..

«Зайдите в любой российский салон-магазин современной электроники. Широчайший ассортимент на любой вкус и на любой карман. Но, ни одного даже простейшего электронного прибора «сделано в России» не найдете. 90% – «сделано в Китае». Китайская стратегия создания передовых технологий является надежным плацдармом для реализации в будущем принципа «господства в космосе».

Россия пока не имеет стратегии развития объединяющей общество. За 15 лет криминальных реформ под лозунгом всесилия свободного рынка в России была разрушена оборонная промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, дезорганизована армия. Все основное жизнеобеспечение основано на продаже своих природных богатств – прежде всего нефти, газа, леса. На сырьевых сверхдоходах возникла новая элита, класс сверхбогачей и махровый коррумпированный чиновничий аппарат. Зачем этой элите космонавтика?».

… В последний раз я видела его на экране телевизора примерно за полгода до известия о кончине. Это был документальный фильм на телеканале «Россия» – посвященный долгожителям. Журналистка спросила его, считает ли он наивысшим достижением своей жизни запуск первого спутника и полет Гагарина. Подумав, Борис Евсеевич ответил, что радость от этих событий была большой, но все же – коллективной. А вот наивысшее личное удовлетворение он испытал, расписавшись в мае 45-го на стене Рейхстага.

Хотелось бы, чтобы через сто лет, кто-нибудь из детей, рожденных в наше время, не вспоминал бы в похожем интервью события, стоившие таких же испытаний его стране…