Skip to Content

"Рожденные в СССР": фильм о поколении

Что может быть интересней судьбы человека? Особенно если ты имеешь возможность наблюдать ее с детства, юности – и дальше, наблюдать становление личности, изменения, взросление?

Неудивительно, что создатели документального кино обращаются к теме взрослеющего ребенка довольно часто. Есть такие примеры и в отечественном кино и телевидении. Например, документальный цикл Игоря Шадхана «Контрольная для взрослых», начатый в 1977 году, и закончившийся в начале 90-х. Или фильм Никиты Михалкова «Анна: от 6 до 18».

Однако, эти безусловно талантливые произведения - уже завершены и продолжения не предвидится. Но существует еще один интереснейший проект, который делается уже на протяжении более чем 20 лет, и съемки его планируются и в дальнейшем. Речь идет о документальном сериале Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР».

Он начинался в 1989 г. как советско-британский проект. Идея принадлежала английским тележурналистам, которые на протяжении десятилетий (в настоящий момент уже около полувека) снимают своих героев с интервалом в 7 лет. Сначала мальчикам и девочкам было по 7 лет, потом 14, потом 21… Съемки английского сериала планируется завершить по достижении ими 70-летнего возраста. Такая же задача стоит и перед съемочной группой российского фильма. Разумеется, это невозможно сделать силами одного состава, режиссер Сергей Мирошниченко спокойно говорит о том, что ищет того, кто сменит его на этом «посту», и сейчас подбирает команду, состоящую из людей молодого возраста. Пока же его героям исполнилось 28 лет.

О сериале я услышала несколько лет назад, и тогда же посмотрела первые два фильма, найдя их в Интернете. Затем по телевидению был показан третий фильм, и совсем недавно состоялась премьера четвертого.

Щемящее чувство оставляют после себя многие фрагменты первого фильма. Школьные коридоры с плакатами на стенах, вязаные шапочки-чепчики у девочек – такое «дежа вю»… Мне это знакомо – так же как и маленьким еще на тот момент героям.

Их 20 человек, они живут в разных уголках огромной страны и принадлежат к самым разным социальным слоям.

Уже тогда видно, какие они разные. Катя и Ася сыплют взрослыми терминами, рассуждают о нравственных ценностях и взрослой жизни – а Марина, хоть и не умеет так красиво говорить, знает о взрослых обязанностях не понаслышке – в свои 7 лет присматривая за пятью младшими детьми, и мечтая просто «поиграть». Дима мечтает стать космонавтом и говорит, что октябрята – «помощники Ленина». А Антон – с недетски серьезным выражением лица – заявляет о том, что в стране «одни хотят жить так, другие по-другому, и что все кончится «наверно, переворотом каким-нибудь»… Его слова особенно врезаются в память.

Эти дети успели побыть октябрятами, но уже не были пионерами.

Я немного старше героев фильма, но, по сути, принадлежу к тому же поколению. Поэтому смотрела его с огромным вниманием и чувством сопричастности. В моих учебниках тоже еще был портрет Ленина и гимн Советского Союза… На глазах этого поколения, всего через год-два после съемок первой части, огромная страна распалась на пятнадцать независимых государств. Рожденные в СССР оказались в России, Грузии. Литве, Киргизии. Двое детей – Жанна и Леня – эмигрировали вместе с родителями в Израиль…

Жизнь вокруг стремительно менялась. Ушли в прошлое прежние идеологические установки, им на смену пришло подражание капиталистическому Западу, начались вооруженные беспорядки – словом, «лихие 90-е»… И внешняя, бытовая картина жизни тоже стремительно менялась. Супермаркеты, импортная техника, компьютеры, мобильники… Кто-то из героев фильма – например грузин Ладо и москвич Антон – живут в этом мире новой роскоши на полном основании – оба мальчика вышли из семей партийной элиты. Но большинство остальных молодых людей вступили в нелегкую жизнь, учась рассчитывать только на свои силы. Киргиз Алмаз работает на рынке, Саша из Ярославской области пять дней в неделю крутит баранку в Москве, приезжая к семье лишь на выходные, москвич Дима - машинист метро… Типичная картина, не правда ли? А Марина, дочь сельского священника, так и помогает родителям, оставшись в родной деревне…

Судя по всему, жизнь их не щадит, испытывая с детства по полной программе: в 14 лет у Риты, выросшей на берегах Байкала, была попытка самоубийства. Нелегко было и Кате из Вильнюса – особенной девочке, в семь лет намного опережавшей сверстников в знаниях, окончившей школу экстерном, но, кажется, очень далекой от обычной жизни…

А с Андреем, который начинал свой жизненный путь в стенах иркутского детского дома, судьба (а отчасти и фильм) сыграла, пожалуй, самую неожиданную штуку. Его усыновила семья из Америки. Однако нового варианта сказки про Золушку не получилось: приемная мать отказалась от него. С помощью съемочной группы фильма мальчику нашли другую семью в США, все вроде бы наладилось… но в 28 лет Андрей отказался участвовать в съемках из-за сложного психологического состояния… Зрители засыпают Мирошниченко вопросами об Андрее, но тот молчит, подчеркивая, что уважает право своих героев на неразглашение личной информации. И, к сожалению, сценарий, написанный жизнью, никакой режиссер не в силах подправить… Отказалась от съемок еще одна девочка – Ира. Ася тоже исчезала в третьем фильме, но вернулась в четвертом.. А одного из героев первого фильма, Павлика, беженца из Баку – найти не удается…

Все это оставляет после просмотра сложные, противоречивые чувства. Фильм обсуждался в эфире канала «Культура», радио «Эхо Москвы», читала я и статьи, посвященные ему… Частый мотив в отзывах простых зрителей - «Мне жалко героев». Вторят им и многие критики, рассматривающие фильм только с пессимистической точки зрения. А вот один мой знакомый, на вопрос, не грустно ли было смотреть его, ответил: «Грустно… но интересно». Я могу ответить то же самое. Грусть есть и у меня – но ее пересиливает радость от того, что герои – живы, здоровы, работают, создают семьи… Да, им не просто в нашей непростой действительности, они не идеальные герои, но они – личности, они – интересные, думающие и сильные люди. И почему-то верится, что несмотря на трудные испытания, они и дальше будут так же прямо и честно разговаривать с зрителями следующих серий.