Skip to Content

Записки о Шерлоке Холмсе

Недавно мне довелось побродить по Торфяным болотам и услышать вой собаки Баскервилей, а потом – сфотографироваться с мистером Шерлоком Холмсом… Не удивляйтесь - это происходило в областной библиотеке, на акции «БиблиоНочь», которая была посвящена сыщику с Бейкер-стрит, а также его литературному отцу – Артуру Конану Дойлу, чье 155-летие отмечалось 22 мая.

Большой и шумный праздник, рассчитанный, конечно же, больше на детей и молодежь, смотрелся очень органично и современно, но в то же время – не вызывал ощущения искусственности, натянутости. Зрители втягивались в игру, участвовали в викторинах и конкурсах, проверяли свою эрудицию и способность к дедукции. Декорации заставляли вспомнить и иллюстрации 19 века, и ставшие для нас классикой образы героев из советского фильма, и экстравагантный сериал BBC «Шерлок»…

Мне кажется, публике (и мне лично) легко принять любую трактовку образов Холмса и Ватсона, при этом интерес к ним одинаков независимо от того, в каком ключе они изображаются. Такое бывает далеко не с каждым литературным персонажем. Видимо, это происходит с теми героями, которые, с одной стороны, достаточно условны (не в смысле «примитивны»), чтобы каждый мог вообразить о нем что-то свое, а с другой стороны – несут в себе что-то более общее, чем различие исторических эпох, костюмов, национальностей, а также – нечто ценное для каждого…

Порой героев Дойла обвиняют в схематичности и отсутствии живых характеров.. Но если бы это было так – наверное, у режиссеров не было бы желания так часто экранизировать эти рассказы (ведь по числу экранизаций они попали в Книгу рекордов Гиннеса), а актеры (например те же Василий Ливанов и Виталий Соломин) не создавали бы таких ярких образов на экране.

Чем же привлекательны для нас Холмс и Ватсон? Думается, далеко не только умением распутывать хитроумные ходы преступников…

Великий сыщик, ставший прототипом для героев несчетного числа детективных романов, - отнюдь не «автомат для раскрытия преступлений»… Им движет чувство справедливости и желание помочь, хоть он и не облекает их в слова. Но его поступки – отказ принимать деньги от бедняка, а иногда и сокрытие от полиции имени преступника, если его вина незначительна или преступление, по мнению Холмса, морально оправдано, - говорят об этом.

Именно этот образ человека, к которому может обратиться за помощью любой – и аристократ, и бедняк, который использует в работе последние достижения науки и вместе с тем не превратился в бездушную машину сам – и нашел такой отклик в сердцах читателей.

А доктор Ватсон, вопреки расхожему мнению многих критиков – вовсе не тень знаменитого детектива. Да, он не столь блестяще владеет дедукцией, зато имеет незаурядный литературный талант (ведь именно он, по версии Дойла – автор всех рассказов). Кроме того, он – преданный друг, готовый делить с Холмсом и опасности, и трудности, и даже поражения, которые на их совместном пути тоже встречаются.

Конечно, такие герои оказались очень востребованы и популярны в конце 19 века. Они были современны, отражали ожидания простых читателей. Но вместе с тем – в них есть что-то от вечных образов Дон Кихота и Санчо Пансы (что опять же заметно больше всего в советском сериале) хотя трудно сказать, кто из них более «рыцарь печального образа» - в отличие от Санчо, Ватсон часто оказывается более «витающим в облаках» чем его партнер. (Интересно, что Василий Ливанов в дальнейшем сыграет в кино и роль Дон Кихота).

Но и столетие спустя, несмотря на огромные изменения в мире, прогресс в науке, который и не снился викторианской Англии, эта неразлучная пара продолжает покорять читателей и зрителей. Более того, появилось множество других произведний, где наряду с знаменитыми детективами действуют их компаньоны – например, Эркюль Пуаро и капитан Гастингс…

Как известно, Артур Конан Дойл намеревался покончить с этим циклом в рассказе «Последнее дело Холмса», но, получив множество гневных писем от читателей, в том числе от самой королевы Виктории, вынужден был «оживить» главного героя. Писателю казалось, что он тратит силы на дешевое развлечение для публики , и не может из-за него писать исторические романы.. Но мог ли он подумать, что придумал персонажи, которых будут помнить и любить так долго, и которые (а вдруг???) со временем станут новым вечным образом?