Skip to Content

Викторина, урок истории, или?..

22 июня по телеканалу НТВ был показан документальный фильм «Холокост - клей для обоев?» режиссера Мумина Шакирова. Это первый показ на центральном телеканале, но до того более двух лет фильм демонстрировался на многих мероприятиях и фестивалях разного уровня. Участвовал он и в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля в 2013 году.

Я увидела фильм еще в прошлом году, прочитав о нем в Интернете и скачав его. А недавно, 6 мая, побывала на показе и встрече с режиссером, которая проходила в Рязани, в рамках детского патриотического фестиваля «Ленточка памяти». Пошла я на это мероприятие именно ради фильма и встречи...

Не помню, где и по какому поводу я прочитала о фильме год назад. Но тема меня сразу зацепила, а первый просмотр поставил много вопросов, которые остались в голове спустя год, и побудили меня пойти на показ.

Название этой документальной ленты выражает и ее главную заявленную тему. Это - ответ, который сёстры-близнецы - студентки одного из московских вузов - дали на вопрос в телевикторине: «Что такое Холокост?»

Запись эфира была размещена в Интернете, эпизод набрал огромное количество просмотров, и такое же количество возмущенных комментариев. История привлекла внимание журналиста Мумина Шакирова, и, пообщавшись с девушками, он решил свозить их на экскурсию - в концлагерь Аушвиц-Биркенау, более известный нам как Освенцим...

Такова фабула. Далее в фильме, конечно же, есть и страшные документальные кадры, и музейная экспозиция Освенцима – например, груды обуви, оставленные вошедшими в газовые камеры узниками… Есть и искренние слезы героинь – Евгении и Ксении Каратыгиных… Однако фильм долгое время держал меня в замешательстве. Я даже не могла четко определить, считаю ли я эту работу сильной или слабой.

Делясь впечатлениями от просмотра со своими знакомыми, я неоднократно слышала, что фильм, по их мнению, использует сомнительный прием - намеренно, начиная с названия, бьет по больному месту. И развитие предсказуемо: несознательная молодежь раскаивается в своей несознательности...

Но такая точка зрения не совсем меня удовлетворяла, как и мнение, что фильм - это пиар девочек... Материал картины дает мне пищу для многих размышлений, хотя не все они относятся к ней непосредственно.

Фильм идет 60 минут. Однако, собственно о Холокосте и об Освенциме там – не более 20 минут. Остальное – это жизнь девушек, их семья и окружение, история их участия в той скандально известной телевикторине, их мысли «о жизни»…

Как объясняет режиссер (и на рязанском показе, и в интервью, которые я прочитала и просмотрела в сети) – ему захотелось показать именно девушек, понять, кто они, почему так произошло, и справедливо ли осуждение, которое выплеснулось на них. Рассказ получился интересным. Не знаю, как другие зрители, а я по ходу фильма проникалась симпатией к героиням. Ксюша и Женя – девушки из провинциального городка, приехавшие в Москву учиться. У них есть любимая и любящая их мама, уже пенсионерка, отец умер несколько лет назад. В целом, сестры - типичные представительницы своего поколения – с молодежными сленговыми словечками, типичными интересами (мода, мальчики, музыка). В Москве, помимо учебы в текстильном институте, они занимаются эстрадным вокалом, подрабатывают участием в массовках на ТВ, ходят на кастинги. Конечно, в этом есть желание прославиться. Более того, в кадре девушки говорят, что не жалеют о той скандальной «минуте славы» с вопросом про Холокост, и рады были получить известность любой ценой. Интересно, что даже после этого они не стали особенно «заморачиваться» поиском ответа на злополучный вопрос. Судя по кадрам фильма и по ответам режиссера в том числе и на мой вопрос на встрече в Рязани – девушки действительно не очень представляли, куда они едут и что увидят. В эпизодах фильма сестры не скрывают эмоций от того, что «вырвались за границу» и «первый раз держат в руках настоящие евро», радостно машут руками проплывающей за окном поезда Польше…

Но эмоции от увиденного и услышанного в Освенциме – тоже искренни.

Я не считаю девочек ни глупыми, ни бессердечными. Они просто продукт нашего времени и современной ситуации в российской культуре и обществе. И еще раз подчеркну - они вполне типиччны.

Как получилось, что они не знали про Холокост? Их школьная учительница сетует на «отсутствие интересных материалов по теме». Мама – говорит, что «у нас в школе этого не было, узнавали после, сами».

Действительно, в советское время на теме уничтожения гитлеровцами именно евреев в школьных учебниках внимание не заострялось, говорилось о «многих народах» вообще. А сейчас?..

Сейчас – ситуация неоднозначная. Информация есть. Но как выделить ценные и правдивые научные факты из мутного «информационного потока», обрушивающегося на наших современников?

В Интернете, в программах ТВ, на прилавках книжных магазинов – огромное количество «продукта», являющегося ни чем иным, как фальсификацией истории. Над некоторыми сюжетами можно лишь посмеяться – например, над тем, что люди жили на Земле еще во времена динозавров. Таким же смешным курьезом могут показаться и «открытия» сверхразвитых древних цивилизаций, освоивших небывалые технологии или обладавших высочайшей «духовной мощью». Но здесь уже звучит тревожный звонок: на роль «сверхцивилизаций» и их потомков обычно претендует какой-то определенный народ или группа народов. Например, славяне. Далее – потомки объявляются «величайшим из народов»… Дальше аналогию считаю понятной без комментариев.

А с другой стороны – разные «теории заговора», объявляющие фальсификацией общепризнанные научные и исторические факты. От полетов американцев на Луну до (внимание!) геноцида евреев во время Второй мировой войны. В Интернете можно найти кучу сайтов и блогов, где «доказывается», что Холокоста не было, а зверства фашистов сильно преувеличены. (Комментарии такого рода во множестве появляются и под материалами, которые посвящены фильму).

Между этими «огнями» оказываются миллионы обычных людей, не задумывающихся в повседневной жизни о глобальных вопросах. В том числе – дети и молодежь.

Ксюша и Женя волею режиссера узнали о том, что происходило более 70 лет назад. Одна из девочек горячо говорит: «Мы должны теперь рассказать об этом другим».

Но что происходит за рамками фильма? После этого горячего порыва, вернувшись домой, сестры признаются (я слышала это в одном из их интервью, их слова приводит и Шакиров в своих выступлениях), что они мало кому рассказывали о том, что увидели – «нашим знакомым это не интересно». Тем, кто бросится сейчас осуждать - советую представить себе на минуту: а как бы вы сами поступили, если бы столкнулись с отсутствием интереса, или даже непониманием? А с адептами перечисленных выше «теорий»? Роль проповедника далеко не каждому по плечу, и искусство грамотного научного диалога - тоже... А отсутствие интереса легко объяснимо: фальсифицируется все и вся, доверия ни к кому нет, для того, чтобы разобраться самостоятельно, даже если подозреваешь, что что-то не так, не хватает знаний и умения мыслить логически, а если «все везде врут, а проверить ничего нельзя» - то какая разница, как оно было?

Для того, чтобы грамотно противостоять таким оппонентам и одновременно заинтересовать людей своей точкой зрения, нужно обладать хорошими способностями и в ораторском искусстве, и в умении ведения дискуссии. Героини фильма, мне кажется, не тянут на такое. Однако, смею надеяться, хотя бы их самих уже не смогут переубедить «специалисты» из Интернета.

Сейчас девушки закончили институт, устроились на работу, продолжают заниматься вокалом, участвуют в концертах и конкурсах. История с фильмом была в их жизни, оставив в ней заметный след. Думаю, что в их личной истории, это - важная веха, какие бы последствия она ни понесла за собой. В любом случае, возможность извлечь из нее уроки им была предоставлена. Прежде всего, я думаю, они ощутили (и не раз) какую цену имеет сказанное человеком слово.

Но, несмотря на то, что в целом фильм мне понравился и задел за живое - у меня осталось недоумение по поводу того, как его преподносят зрителям.

Мумин Шакиров ездит с показами по стране, проводит просмотры среди школьников, студентов. Насколько я понимаю, за фильм охотно хватаются организаторы разного рода патриотических мероприятий – как, например, в случае показа, на котором я побывала. Ясно, что ставка делается на то, что тема Второй мировой, переплетенная с жизнью ровесниц юных зрителей фильма, привлечет их внимание. Но привлечет ли?

На рязанском показе большинство вопросов задали не школьники, а более взрослые зрители. А нескольких ребят, которые проявили активность, интересовала не история Второй мировой, а дальнейшая судьба и личная жизнь героинь. Впрочем, взрослых это интересовало тоже. И это естественно - ведь фильм все-таки не о Холокосте, а о них. Но его упорно возят по мероприятиям, посвященным Холокосту и Второй мировой, а в качестве пособия по истории он явно не работает - темы Освенцима слишком мало, а тема девочек никаких ответов на вопросы об Освенциме не дает… Если создать для фильма «подстилку» в виде просветительской беседы, то я вижу смысл в этом только в том случае, если разговор будет идти со взрослыми людьми (например, студентами и педагогами), и будет касаться ситуации с обществом, со стереотипным мышлением в молодежной среде, и т.д. В этом случае фильм будет неплохой иллюстрацией. Попытки же учить истории подростков, у которых нет ни знания, ни сформированного критического мышления но есть сопротивление «обязаловке», на этом материале – обречены на провал.

Может быть, сами по себе девочки - "типичные представительницы поколения" - никому не интересны? Или не востребован у зрителя жанр - повествование о "маленьком человеке"? Думаю, что это не так - ведь большой отклик находит, например, документальный цикл Сергея Мирошниченко "Рожденные в СССР", рассказывающий о взрослении и жизненных путях двух десятков молодых людей с разных уголков распавшегося государства. Ксюша и Женя - как раз из следующего за его героями поколения.

Может быть, дело всё-таки в недостаточно четко расставленных автором акцентах? Или в отработке спонсорских денег (фильм создан при поддержке Российского еврейского конгресса)?

Но как бы то ни было, история сестер Каратыгиных осталась в моей памяти. Я благодарна этому фильму за предоставленный материал для размышлений. Наверняка, мой текст не идеален, но я буду рада, если заставлю кого-то задуматься, поискать информацию, и просто обратить внимание на то, что волнует не только меня. Думаю, что в этом моя цель совпадает с целью фильма.