Skip to Content

Песнь тихого сердца

Памяти Новеллы Матвеевой

…И мы не знаем, ах, мы не знаем, был или не был он на Земле, что в тихом сердце его творилось и что варилось в его котле… Новелла Матвеева

… Наверное, песни Новеллы Матвеевой звучат в голове почти у каждого жителя нашей страны старше тридцати лет – даже если человек не знает имя их автора. Простые мотивы, бесхитростная полудетская интонация.. но тут же – парадоксы, вопросы – чаще всего без ответов… Первой ее песней, которую я услышала в детстве, была «Я твердила о морях и кораллах, я поесть мечтала суп черепаший, я шагнула на корабль, а кораблик оказался из газеты вчерашней»…И в окончании – «А весной линяют разные звери, не линяет только солнечный зайчик…»

Потом – трогательная песенка о девочке, которая лепит из пластилина «кукол, клоунов, собак». И – для многих из нас - первые «взрослые» вопросы: «Разве кукла виновата? Разве клоун виноват?»

А потом, уже в юности – «Девушка из харчевни». «Мне было довольно видеть тебя, встречать улыбку твою… И в теплом ветре ловить опять то скрипок плач, то литавров медь. А что я с этого буду иметь – того тебе не понять…»

Ее пластинка стала первой в СССР пластинкой авторской песни. Но она всегда была в стороне, и слишком отличалась от других бардов. И даже слово «барды» не любила – называла собратьев по слову и гитаре «полигимниками».

Тоненький, почти детский голос Новеллы Матвеевой подкупает наивностью и простотой, а темы самых известных ее песен – вечные: добро и зло, любовь, надежда… Мечта и реальность…

Во многом ее творчество перекликается с творчеством Александра Грина - тот же романтизм, та же вера в добро, справедливость и счастье вопреки обстоятельствам жизни, подчас невыносимым… Есть в ее песнях и прямые отсылки к Грину: среди их героев - Ассоль, Лонгрен, и другие… Да и харчевня, в которой висел на гвозде плащ «мимолетного гостя», вполне могла стоять в Лиссе…

Поэзия Новеллы Матвеевой шире и глубже, чем перепевы знакомых мотивов. Но многим, в том числе и мне, дороги в ее творчестве вот эти детски-наивные нотки, мир, увиденный глазами ребенка. Мир, где соседствуют гриновский Лисс и Страна Дельфиния. Мир, где обычный индустриальный пейзаж – стройка на окраине – превращается в место, где происходят чудеса, где «…на ветру волшебном танцевал бумажный сор. А эти дома без крыш словно куда-то шли. Шли-плыли, как будто были не дома, а корабли….»

4 сентября Новеллы Матвеевой не стало. Что ушло вместе с ней? Еще один кусочек эпохи, которая прошла? Время людей, которые позволяли себе роскошь быть романтиками? А впрочем, роскошь ли это? И зависит ли склад души от времени и от жизненных обстоятельств? Недаром, в одном из интервью она сказала: «Я всегда надеялась на добрых людей, на судьбу. Я оптимист по жизни. Хотя часто меня старались переделать в пессимиста. Но, думаю, добрых людей судьба сама выносит…»

Она не выходила на первый план литературной жизни, но ее голос был слышен и хорошо различим. Хочется верить, что будет слышен и дальше, а солнечный зайчик ее песен отныне всегда будет играть на волнах океана, имя которому – Поэзия….