Skip to Content

От первого мгновенья до последнего

Не стало Вячеслава Тихонова.

Еще один человек из тех, с которыми по каплям уходит эпоха…

Любимец миллионов советских зрителей.

Князь Андрей Болконский…

Штирлиц…

И множество других ролей, но в большинстве из них – все тот же лаконизм, та же интеллигентность и сдержанная сила, то же немногословное благородство души…

Он дебютировал в «Молодой гвардии» Сергея Герасимова. Шлейф героических ролей за ним остался надолго. И «Война и мир», и «Семнадцать мгновений весны», и еще много картин, где он играл то советских разведчиков, то морских офицеров… Да, ему очень шла военная форма – любая. От адъютантского мундира Андрея Болконского до черной формы СС…

Но и в других фильмах, даже в тех, где он играет, казалось бы, простого человека – например, тракториста Матвея Морозова («Дело было в Пенькове») – образы получались очень интересными. Актеру удалось не стать заложником своей внешности, казалось бы, обрекавшей его на роли героев-разведчиков, дворян и интеллигентов… Впрочем, простые люди (тот же Матвей) – в его исполнении – обладают и тонким умом, и чутким сердцем, и добротой …

У него практически не было отрицательных ролей. Его невозможно представить себе в роли злодея и мерзавца. Но его герой – не супермен и «бравый солдат», каких хватало во все времена.

Думающий, молчаливый, глубоко запрятавший боль и страдание Штирлиц…

Честный перед собой и другими, умеющий видеть души своих учеников, Илья Семенович Мельников в фильме «Доживем до понедельника»…

Добрый и любящий Иван Иванович – хозяин Бима…

О значении Тихонова для всего советского и российского кинематографа я говорить не буду – писали, и пишут во множестве сейчас.

От этого человека осталось не только тире между двумя датами, и даже не пятнадцать строчек в учебнике…

Позволю себе поделиться личным. Мой любимый фильм с его участием – «Доживем до понедельника». А любимый эпизод в нем – когда Мельников, после трудного дня, после приступа разочарования в себе как в педагоге, придя домой и прослушав по телевизору лекцию о музыке, сочиненной машиной (эх, где вы, наивные 60-е – чего только сейчас не делают компьютеры! уже и не поймешь, чья доля в творчестве больше – человека или навороченной электроники… и сколько души и таланта - тоже) – садится за пианино…

И звучит печальная песня на стихи Николая Заболоцкого:

В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,—
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.

До очередного понедельника дожили мы…