Skip to Content

Еще не время плакать...

о творчестве Олега Погудина

11 февраля 2010 года в Рязани, на сцене областной филармонии, состоялся концерт Олега Погудина.

Артист приезжает в наш город уже далеко не первый раз, но интерес публики к нему в Рязани, как и во многих других городах России, неизменно высок.

Я тоже ожидала концерта с большим интересом и надеждой на очередную радостную встречу с талантом любимого певца. Мои надежды оправдались, но концерт стал для меня не только «культурным событием» и приятным моментом жизни, но и очередной ступенькой в процессе самообразования, приобщения к сокровищам искусства. Романсы и песни в исполнении Олега Погудина для меня – один из «кирпичиков» общей картины современной русской культуры. Мне хотелось бы поделиться не только своими впечатлениями от концерта, но и некоторыми более общими размышлениями, которые возникают у меня, когда я вижу и слышу Олега. А заодно – рассказать об этом незаурядном исполнителе читателям «Межстрочного интервала».

Сначала – немного личного.

Я знакома с творчеством Олега Погудина давно, не раз видела его на сцене.

Впервые я услышала его более 10 лет назад в одном из музыкальных фильмов режиссера Галины Гамзелевой, который шел по петербургскому ТВ – было это еще до появления телеканала «Культура».

Может быть, я повторю сейчас слова многих и многих поклонников певца – но впечатление было просто ошеломляющее и завораживающее. Переключив канал и случайно попав на фильм, я застыла как вкопанная и не могла оторваться от экрана, а в это время на звук голоса из другой комнаты прибежала еще и мама, с вопросом: «Что это за чудо?» (Любопытно, что спустя десяток лет сцена с мамой повторилась у одной моей знакомой, которой я дала послушать записи Погудина).

На экране же – совсем еще молодой человек (Олегу во время съемок не было и тридцати) – пел русские романсы и народные песни. Пел потрясающе, не похоже ни на кого другого, и в то же время – заставляя вспомнить певцов прошлого – Сергея Лемешева, Георга Отса, Владимира Трошина… Я сейчас говорю не о сходстве голосов, а о каком-то неуловимом ощущении… внутренней культуре, бережном отношении к исполняемой вещи. На дворе был конец 90-х годов – телевидение и радио уже было заполонено примитивными суррогатами песен. По счастью, примерно в то же время я открыла для себя радиопередачу Виктора Татарского «Встреча с песней» - и благодаря ей получила возможность знакомиться с хорошей музыкой самых разных стилей и времен. Но к классической музыке и романсам (которых в то время слышала мало) – относилась нейтрально. И вот, благодаря встрече с талантом Олега, начала приоткрывать для себя дверцу к пониманию этих граней музыкального искусства.

Олег Погудин называет себя лирическим певцом, предпочитая это определение, а не «исполнитель романсов». И действительно, романс - далеко не единственный жанр исполняемых им произведений. На его концертах звучат и лирические песни советской эпохи, и русские народные песни, и православные песнопения. Иногда певец выступает с программой «Европейская песня», и тогда со сцены звучат произведения разных времен и стран (в его концертном репертуаре есть песни на английском, французском, немецком, итальянском и даже грузинском и греческом языках). Есть у артиста и другие тематические концертные программы – «Военная песня», «Песни Булата Окуджавы», «Песни Александра Вертинского»…

Но все же, большинство знают Олега как исполнителя русского романса 19 - начала 20 веков – классического, городского, цыганского…

Рязанский концерт был полностью посвящен этому жанру. С первых же минут зрительный зал погрузился в его чарующую атмосферу – глубоко искреннюю и интимную: «Я помню вальса звук прелестный», «Только раз бывают в жизни встречи», и особо любимый многими в исполнении Погудина «Динь-динь-динь!» («В лунном сиянье снег серебрится…»)
А дальше – разнообразие интонаций, гамма чувств – в гармонии мелодии и голоса. Светлая печаль вместе с надеждой на встречу – «Ночь светла». Страстный призыв влюбленного сердца – «Не уходи, побудь со мною». Трагическое – «У церкви стояла карета». Тоска по невозвратному – «Хризантемы». И – отчаянно-лихое: «Эх, друг гитара, что звучишь несмело, еще не время плакать надо мной!»

Каждая мелодия давно знакома, слова – тоже, но каждый раз сердце откликается на них по-разному. Так случилось, что в день концерта настроение у меня было неспокойное по причине разных житейских обстоятельств – за несколько часов даже не было полной уверенности, что смогу на него попасть, хотя билет был куплен заранее. Но вот я оказалась в зале, и… треволнения суматошного дня сгладились – не ушли целиком, но как будто вышли на какой-то иной уровень…

Романс, как и многие другие виды вокального искусства – жанр не русский изначально, но, придя к нам из Европы, он хорошо прижился на русской почве благодаря созвучности лирического настроения традициям народной песни и особенностям русской культуры. Лиричность, исповедальность, глубина чувств – все это присуще русскому романсу. Он подкупает своей обманчивой простотой: не самые сложные мелодии, часто нехитрые тексты – но сколько души может вложить исполнитель в романс, как много может он выразить!

Есть ли место этому старинному жанру в современном искусстве? Может ли он быть актуальным, или превращается в удел небольшого круга знатоков и ценителей?

Такие вопросы часто задают Олегу журналисты. Певец много раз подробно отвечал на них, касаясь и истории жанра, и его особенностей, и состояния современного русского искусства… Для него нет сомнений, что мы живем в трудное для культуры время. На нас обрушивается поток разнообразного «мусора» массовой культуры, поп-культуры (слова «попса», как и явление, обозначаемое этим словом, Погудин не любит и много раз говорил об этом). Он с грустью констатирует факт деградации культурного уровня нашего общества. В одном из интервью приводит пример: если раньше средний образованный человек мог вспомнить названия нескольких десятков романсов, то сейчас - хорошо, если десяток наберется. Да и не только в романсе дело. Исчезает из повседневного фона нашей жизни обычная лирическая песня, заменяемая «композициями» с примитивными текстовками и мелодиями на основе двух-трех аккордов, звучащими сейчас на каждом шагу. Даже обидно, что при больших возможностях сегодняшней техники, она используется вот таким, далеко не лучшим образом. А впрочем, до эпохи микрофонов и синтезаторов, ни у кого не вызывало сомнений, что именно голос - главное выразительное средство в песенном искусстве. Сейчас же, вместе с иллюзией, что аранжировка, эффектные шоу и раскрутка делают все – рождаются такие вот «произведения».

И все-таки классическое, веками развивавшееся, песенное искусство – живо и близко людям. Творчество Олега Погудина – тому подтверждение. Залы всегда полны, несмотря на то, что певца практически не увидишь на центральных каналах ТВ, исключая «Культуру» (большинство интервью и записей концертов – именно там, и на региональных каналах).

Однако успех достается Погудину ценой огромной работы, постоянного труда, очень строгого отношения к себе, к репертуару, вообще – своему творчеству как к главной составляющей жизненной позиции.

На большой сцене артист с одиннадцати лет – именно в таком возрасте в 1979 году ученик музыкальной школы стал солистом детского хора Ленинградского радио и телевидения. Тогда же появились и первые записи.

В 1985–1990 годах Олег - студент Ленинградского Государственного Института Театра, Музыки и Кинематографии им. Н. Черкасова, который закончил с отличием. Стажировался в Театральном центре им. Юджина О’Нила в США. В 1990-93 гг. – актер Санкт-Петербургского Академического Большого Драматического Театра им. А. М. Горького. В 1991 г. выходит первый диск – виниловая пластинка «Звезда любви». С 1993 года ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом, выступая на самых известных сценических площадках страны – вплоть до ГЦКЗ «Россия» и Государственного Кремлевского Дворца. Регулярно выходят диски.

И зрители, и специалисты отмечают редкой красоты голос Погудина, сочетающий в себе лирический тенор и лирико-драматический баритон, с неповторимым бархатистым тембром. Но, кроме того, певца отличает огромная требовательность к себе, работа только с полной отдачей сил.

Позволю себе снова вернуться к тому, что сейчас льется с телеэкранов и из динамиков. Я – всего лишь слушатель, не обремененный почти никакими теоретическими познаниями в области музыки. Но лично мне часто становится грустно не только из-за качества сегодняшней музыки, но и – когда я смотрю на то, как нынешние исполнители пытаются петь «на новый лад» всевозможные «ретро-шлягеры», берясь за все, что попало под руку – песни советских времен, военные песни, народные… и даже романсы.

«Звезды» говорят в свое оправдание лозунги, вроде того, что «искусство вечно, но оно должно обновляться», провозглашают право на современные трактовки произведений - и тиражируют всякого рода «старые песни о главном».

Что из этого получается – описывать не буду, не хочется брюзжать и ворчать… Приведу только один пример, больше всего зацепивший меня. В большинстве случаев я могу сравнить оригинал и «трактовку» его, а значит – судить объективно. Но однажды произошло так, что я услышала (как раз в том самом проекте «Старые песни о главном») в исполнении Олега Газманова «Куплеты Курочкина» из фильма «Свадьба с приданым» – не знакомые мне до того. И… так и осталась бы в уверенности, что это – хулиганская полублатная песенка (вроде прозвучавшей там же «Я милого узнаю по походке»)… если бы вдруг с огромным изумлением не услышала ее в исполнении Погудина. Естественно, звучала она совершенно по-другому. Мягкий юмор, тонкий лиризм так и искрились в его голосе! Впоследствии нашла и оригинал – в исполнении Виталия Доронина. Акцент чуть-чуть другой, сатирических оттенков больше – но никак не хулиганских… Этот пример для меня так и остался наиболее ярким доказательством того, что, даже не выкидывая из песни слов, можно исказить ее смысл до неузнаваемости.

Даже обладая хорошими вокальными данными и придерживаясь внешне классических традиций, исполнитель может скатиться в сомнительное стремление к эффектности, внешнему блеску – рискуя перейти в откровенную пошлость. Романс, как жанр, особенно чуток к таким явлениям. Смещение акцента уничтожает всю его суть. В одном из телевизионных интервью Олег Погудин так говорит об этом: «…Романс может звучать очень по-разному. Если подходишь с неумытыми руками, неумытой душой к этому жанру, он тут же и выставляет тебя с неумытыми руками, неумытой душой».

Самому Олегу удается, бережно сохраняя и форму, и содержание, дарить людям радость встречи с искусством, не замутненным наслоениями «обработок» и «модернизаций». Легко ли это? Мне думается, строгость к своему творчеству неизбежно сочетается со строгостью к себе в других областях жизни. Интервью певца в печати, на радио и ТВ, подтверждают это. В них Погудин предстает думающим, образованным, интеллигентным, неравнодушным к судьбам родной страны и отечественной культуры человеком, к тому же – глубоко верующим. Он уходит от «фривольных» вопросов журналистов и ведущих, привыкших к тому, что «звезды» готовы на пиар любой ценой. (Собственно говоря, в пиаре он и не нуждается – билеты на концерты раскупаются при практическом отсутствии рекламы, и это не только сейчас, когда Погудин – уже заслуженный артист России, но и много лет назад, в начале творческого пути). С иронией относится к громкому титулу, которым уже давно наградили его журналисты, а с их легкой руки и авторы афиш – «Серебряный голос России». В то же время, не дает и представить себя этаким «гостем из прошлого», «человеком не от мира сего», «оторванным от жизни эстетом», показывая живой интерес к тому, что происходит в России и мире, глубокие и острые мысли и наблюдения, хоть и подчеркивает, что глядит скорее глазами художника, а не мыслителя… Например, в прямом эфире питерского канала 100 ТВ – говорит о недопустимости искажения архитектурного облика старых городов неграмотной застройкой, а в интервью латвийскому телеканалу TV 5 – с болью говорит о событиях августа 2008 года. Умеет не поддаваться на провокации, всегда уверенно и четко отстаивает свою позицию в разговоре.

Хотя на экране Олег появляется не так часто, как иные «звезды», опыт сотрудничества с телевидением у него имеется. В 1993–96 годах на Российском телевидении вышло несколько музыкальных фильмов с участием артиста, шесть из которых («Жаворонок» 1993, «Звезда Любви» 1994, «Поговорим о странностях любви» 1994, «Цыганский романс» 1995, «Русская песня и старинный романс» в 2-х частях, 1995–96 гг.) посвящены непосредственно его творчеству. На канале «Культура» регулярно показывают записи концертов Погудина, а в 2005-2006 гг. он был ведущим телепрограммы «Романтика романса» на этом канале. Мое мнение по поводу этой передачи совпадет с мнением многих других телезрителей – именно с Олегом в роли ведущего она переживала расцвет. С экрана звучал серьезный разговор о жанре, программа не ограничивалась лишь исполнением романсов и краткой их аннотацией. Поднимались в передаче и вопросы общекультурного характера – о той же проблеме сохранения музыкального и культурного наследия прошлого, подчеркивалась ценность его для будущих поколений. Жаль, что Олег смог проработать в этом качестве лишь один сезон. С его уходом передача многое потеряла, а новая ведущая – оперная певица Любовь Казарновская – соответствовала своей роли с большой натяжкой.

Не обойден певец самыми разными знаками общественного признания. В 1997 году он стал лауреатом фестиваля «Глас Ангельский России» и был удостоен награды «Ангел Трубящий», а в 1999 году – «Царскосельской художественной премии». В 2002 году – Молодежная премия «Триумф», в 2003 награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга», а в 2004 – Медалью Лермонтова «за личный вклад в отечественную многонациональную культуру и укрепление российской государственности». В том же году награжден Медалью В. С. Розова «За вклад в отечественную культуру», Церковно-общественным орденом Святого Александра Невского «За возрождение традиции русского романса и духовного пения, многолетнюю просветительскую и патриотическую деятельность». В конце 2004 года Олегу Погудину присвоено звание заслуженного артиста Российской Федерации.

Но главное, конечно же, не награды и звания, а любовь зрителей.

… А концерт продолжался. Зрители аплодировали и Олегу, и музыкантам из его коллектива. Гитарист Михаил Радюкевич выступает вместе с певцом уже около 20 лет. Давно работают с Погудиным скрипач Алексей Баев и баянист Юрий Молотилов – они, как и Михаил, сопровождают его почти на всех концертах. А в рязанском концерте принимали участие еще Андрей Иванов (виолончель) и Роман Тентлер (контрабас). Они не только аккомпанировали Олегу, но и виртуозно сыграли несколько инструментальных пьес.

…И вновь знакомая мелодия, знакомые слова. «Я встретил вас» - на стихи Тютчева. Еще одно музыкальное послание нам – из позапрошлого уже века…

Прощальный поклон – этим романсом Олег завершил концерт.

Овации, крики «Бис!» - и… аккорды мелодии Исаака Шварца, грустно-мудрые слова Булата Окуджавы - Еще он не сшит, твой наряд подвенечный, и хор в нашу честь не споет... «Любовь и разлука»… Тоже – уже нет в живых обоих авторов. Но песня живет – наследница лучших традиций прошлого.

А значит, есть надежда, что и дальше не прервется эта нить…